Неточные совпадения
— Р-реакции — законны; реакция —
эпоха, когда укрепляются завоевания
культуры…
Культура греческая,
культура итальянская в
эпоху Возрождения,
культура французская и германская в
эпохи цветения и есть пути мировой
культуры единого человечества, но все они глубоко национальны, индивидуально-своеобразны.
Употребляя романтическую терминологию, можно сказать, что он не столько «натура», сколько «
культура», он жил в отражениях культурных
эпох прошлого.
Я воспеваю свободу, когда моя
эпоха ее ненавидит, я не люблю государства и имею религиозно-анархическую тенденцию, когда
эпоха обоготворяет государство, я крайний персоналист, когда
эпоха коллективистична и отрицает достоинство и ценность личности, я не люблю войны и военных, когда
эпоха живет пафосом войны, я люблю философскую мысль, когда
эпоха к ней равнодушна, я ценю аристократическую
культуру, когда
эпоха ее низвергает, наконец, я исповедую эсхатологическое христианство, когда
эпоха признает лишь христианство традиционно-бытовое.
Русский культурный ренессанс начала века был одной из самых утонченных
эпох в истории русской
культуры.
Моя тема о творчестве, близкая ренессансной
эпохе, но не близкая большей части философов того времени, не есть тема о творчестве
культуры, о творчестве человека в «науках и искусстве», это тема более глубокая, метафизическая, тема о продолжении человеком миротворения, об ответе человека Богу, который может обогатить самую божественную жизнь.
Все, что говорили представители светской
культуры, предполагало возможность нового христианского сознания, новой
эпохи в христианстве.
Это была
эпоха мистических течений, масонских лож, интерконфессионального христианства, Библейского Общества, Священного союза и теократических мечтаний, Отечественной войны, декабристов, Пушкина и развития русской поэзии,
эпоха русского универсализма, который имел такое определяющее значение для русской духовной
культуры XIX в.
Его благородная душа, душа средневековая и католическая, в глубине своей неизменно благочестивая, но слабая и безвольная, слишком исключительно чувственная, была изъязвлена оскорбительностью современной
культуры, пошлостью современной Франции, уродством жизни, буржуазным духом
эпохи.
Греческая религия привела античную
культуру к безысходной тоске, к унынию и мраку, который охватил весь мир в
эпоху явления Христа.
В мировой истории человечества и во всей
культуре человечества многое должно еще произойти, прежде чем станет возможным вступить в новую религиозную
эпоху.
Средние века не есть
эпоха варварства и тьмы; этот старый взгляд давно уже оставлен культурными историками, наоборот, это
эпоха великого напряжения духа, великого томления по абсолютному, неустанной работы мысли, это
эпоха культурная и творческая, но не дневного творчества, а ночной
культуры.
Шлегели изучали Восток по книгам, которых в ту
эпоху было немного. Современные нам знатоки Азии не видят в них залежей энтузиазма и энергии, большинство из них склонно думать, что возбудителем событий, совершающихся на Востоке в наши дни, является энергия европейской
культуры.
Целые исторические
эпохи, особенно богатые творчеством, отмечены тем, что все основные элементы «
культуры» были более или менее тесно связаны с культом, имели сакральный характер: искусство, философия, наука, право, хозяйство.
Для религиозного сознания исторические
эпохи определяются иначе, нежели для историка — хозяйства, права,
культуры и т. д.
В
эпоху «
культуры», т. е. всяческой секуляризации, область культа уже не получает художественного обогащения, не знает новых обретений.
Солнечное явление Пушкина, радость и обетование русской
культуры, ее духовный центр в первую половину XIX века мы ощущаем уже как принадлежащее к иной исторической, а быть может, и космической
эпохе, он относится даже не к отцам, но к дедам нашим.
Не следует думать, что орфизм был только случайною, маленькою заводью у края широкого потока эллинской духовной жизни. Правда, в
эпоху расцвета эллинской
культуры он не имел широкого распространения в народе, — это случилось позже, в века упадка и разложения, перед появлением христианства. Но с орфизмом, — как и с пифагорейством, во многом родственным с орфизмом, — крепкими нитями были связаны лучшие духовные силы послегомеровской Греции, ее величайшие мыслители и художники.
С сестрой они были в открытом разладе с тех пор, как она, воспламененная идеями до-дарвинской
эпохи петербургской
культуры, принесла Горданову свою молодую и беззаветную любовь.
На этой почве создается тот тип эстета, который возможен лишь в
эпохи уточнения
культуры и отрыва её от трудовых, более суровых, основ жизни.
Но и в
эпоху цивилизации существует
культура, как и в
эпоху культуры существует цивилизация.
Ошибка Шпенглера заключалась в том, что он придал чисто хронологический смысл словам «цивилизация» и «
культура» и увидел в них смену
эпох.
Так как у обоих из них была с детства любовь ко всему элегантному, красивому и своеобразному, то естественно, что они остановились на блестящей
эпохе французской барской
культуры, на XVIII и отчасти на XVII столетиях.
Религиозная
эпоха творчества будет переходом к иному бытию, а не к иной только «
культуре», не к иным «наукам и искусствам».
Это — философия дотворческой
эпохи, но она выше старой схоластической и рационалистической философии, она обозначает кризис и неблагополучие познания и
культуры.
В мистике было предварение творческой религиозной
эпохи, как было и в других явлениях мировой
культуры, но и в мистике нес человек послушание последствиям греха.
Творчество новой
эпохи преодолеет
культуру изнутри, не извне.
В третью
эпоху,
эпоху религиозного творчества, должны выявиться все концы и пределы мировой жизни и
культуры.
Творческая мировая
эпоха может быть лишь сверхкультурной, а не докультурной и не внекультурной — она принимает положительный религиозный смысл
культуры, признает великую правду всякой
культуры против всякого нигилизма.
И видно будет, что творчество «
культуры» было подменой творчества «бытия» в
эпоху закона и искупления, когда творческие силы человека были еще подавлены.
«
Культура есть произведение
эпохи, которая отказалась от бессмертной жизни, следовательно, не признавала зла в умирании личном и в вымирании родовом» (с. 625).].
Творчество этой
эпохи по существу направлено на последнее, а не на предпоследнее, все ее достижения должны уже быть не символическими, а реалистическими, не культурными только, а бытийственными [Очень интересно говорит о
культуре Н. Ф. Федоров: «Если объединение живущих для всеобщего воскрешения не совершается сознательно, то объединение сынов превращается в цивилизацию, в чуждость, враждебность, в разрушение, а вместо воскрешения является
культура, т. е. перерождение, вырождение и наконец вымирание» («Философия общего дела», с. 142–143).
В кризисе
культуры чувствуется переход к новой мировой
эпохе, к
эпохе творческой.
Подобно тому как языческие кровавые жертвоприношения лишь предваряли подлинное мировое искупление через Голгофскую жертву Христа, но самого искупления не достигали, так и творческие усилия человека, создавшего ценности
культуры, до сих пор лишь предваряли подлинную религиозную
эпоху творчества, которое осуществит иное бытие.
Это — вопрос нашей
эпохи, наш вопрос, вопрос конечный, к которому приводит кризис всей
культуры.
В истории, как и в природе, существуют ритм, ритмическая смена
эпох и периодов, смена типов
культуры, приливы и отливы, подъемы и спуски.
Тогда не могли еще понять, что Платон — величайшее явление
культуры эллинской — был обращен к грядущей ночной
эпохе, был уже выходом за пределы эллинского дня.
Но знаем также, что средние века были
эпохой религиозной до преимуществу, были охвачены тоской по небу, которая делала народы одержимыми священным безумием, что вся
культура средневековья направлена на трансцендентное и потустороннее, что в эти века было великое напряжение мысли в схоластике и мистике для решения последних вопросов бытия, равного которому не знает история нового времени, что средние века не растрачивали своей энергии во вне, а концентрировали ее внутри и выковывали личность в образе монаха и рыцаря, что в это варварское время созрел культ прекрасной дамы и трубадуры пели свои песни.
В
эпоху Ренессанса, на заре новой истории возврат к античности, к древним началам
культуры был творческим движением вперед.
В
эпоху падения античного мира и явления христианства «реакционно» было отстаивать начала античного просвещения и античной цивилизации и в высшей степени «прогрессивно» и даже «революционно» было отстаивать те духовные начала, которые потом восторжествовали в средневековой
культуре.
Это есть прежде всего, как я уже говорил, конец гуманизма, индивидуализма, формального либерализма
культуры нового времени и начало новой коллективной религиозной
эпохи, в которую должны выявиться противоположные силы и начала, должно обнаружиться все, что оставалось в подпочве и подсознательном новой истории.
Воля русского народа есть воля тысячелетнего народа, который через Владимира Св. принял христианство, который собирал Россию при Великих Князьях Московских, который нашел выход из смутной
эпохи, прорубил окно в Европу при Петре Великом, который выдвинул великих святых и подвижников и чтил их, создал великое государство и
культуру, великую русскую литературу.